Цветовая модель CMYK и RGB: в чем отличия? Почему нельзя напечатать все цвета, которые видны на мониторе
Пожалуй, каждый дизайнер слышал от клиента, что цвета в его макете не соответствуют тем, что получились на готовом изделии. Причин тому может быть несколько, но наиболее распространённая из них кроется в несоответствии цветовых моделей: полиграфической и цифровой. Более того, каждая из них использует свой подход к созданию того или иного объекта. О том, почему так важно учитывать данный нюанс, заказывая визитки в Минске, и пойдет речь ниже.
Основные моменты
Человеческий глаз воспринимает окружающую действительность в цветовом пространстве RGB, состоящем из красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Диапазон в данном случае колеблется от полного отсутствия всех цветов, то есть черного, до максимальной их яркости, воспринимаемой глазом как белый. Тот же принцип используется и при отображении изображения на экране монитора.
Но при печати используется совершенно другой подход. Белым тут будет, напротив, отсутствие краски, а черный получается путем слияния основных цветов. Последние также являются противоположностями исходных оттенков в модели RGB, а именно:
- красному противопоставляется голубой (Cyan);
- зеленому – пурпурный (Magenta);
- синему – желтый (Yellow).
Для придания цветам глубины и контрастности также используется отдельная черная (black) краска. Так получается цветовая модель CMYK.
Особенности RGB
Данную модель еще называют аддитивной, то есть складывающей. Каждый оттенок в данном случае получается путем слияния трех основных лучей в определенной пропорции. Любому цвету соответствует цифровая формула. Так, черный можно записать как (0;0;0), а белый – (255;255;255). Комбинируя основные цвета в указанном диапазоне, можно получить на экране 16,7 миллионов оттенков.
Особенности CMYK
Как уже было отмечено выше, данная модель формируется по иному принципу. Ее называют субтрактивной или вычитающей. При составлении формулы оттенка тут используется не количество допустимых оттенков, а процентное содержание краски. К примеру, для получения светло-зеленого необходимо взять по 50% голубого и желтого. Пурпурный и черный в данной формуле использоваться не будут. Важно отметить, что белого цвета в данной модели не существует. То, что рядовые потребители в повседневной жизни привыкли называть черно-белым изображением, в профессиональной среде именуется монохромным, то есть одноцветным. При печати в данном случае используется только одна краска – черная, белые же участки – это места, где видна бумага.
Возможные трудности
Поскольку цифровой макет изначально создается в одном пространстве, а печатается в другом, на выходе могут возникнуть серьезные несоответствия. Перед тем, как заказать визитки, необходимо конвертировать изображение из RGB в CMYK. Данный процесс называют цветоделением. Дело в том, что диапазоны оттенков в двух моделях отличаются. К примеру, в CMYK невозможно отобразить некоторые яркие цвета. В то же время RGB лишено некоторых густых и темных оттенков.
Кроме того, не стоит забывать, что цвета изображения, которое человек видит на экране, зависят от многих факторов, таких как настройки монитора, угол зрения, освещенность в помещении и так далее. Поэтому точного попадания добиться практически невозможно. И если данный аспект чрезвычайно важен для вас, обязательно заказывайте цветопробу.